Click to order

О чем говорят жесты на иконах?

Комната православного человека, регулярно посещающего Храм, есть некое отражение Церкви. Больше всего это подчеркивает молитвенный уголок с иконами, иногда украшаемый вышитыми полотенцами, и так напоминаемый тот уют и атмосферу детства, в гостях у бабушки.
«Как многие в домах своих делают изображения человеков, родители – детей своих, дети –
родителей своих, по причине любви и взаимной между собою связи, и для незабвенной памяти, так что и лобызают их – впрочем, не как богов, а ради памяти и любви к ним. Так надлежит разуметь и об иконах святых, что для напоминания и для нашей любви, и для исправления жизни нашей, а вместе и язычников, приступающих к вере во Христа Иисуса, для показания доброго их свидетельства, они написаны в церквах и книгах».
Архиепископ Мефодий Исповедник
Икона «с греческого εἰκόνα или др.греч εἰκών», означает образ.
Глубина и смысл, вложенный в икону, настолько величествен, что наверное можно под словом образ понимать не только священное изображение лиц, или библейских сюжетов, а иногда еще как образец жизни тех, кому мы молимся.

Свидетельства подвигов святых, достижения и дарования от Бога, место пребывания их во время земной жизни, и многое другое, и очень важное для православной души, обо всем этом могут рассказать жесты и символика, о которых действительно нужно знать.

Ораторские жесты
На иконах часто встречаются жесты, называемые – ораторские.
По исследованию профессора Евгения Голубинского, православная традиция приняла из
Византийской эпохи четыре таких жеста, из девяти.
    • «Безымянный палец (малый средний перст» подгибается под большой, остальные протягиваются вперед. Характеризует – начало речи и повествование. Чаще всего этому жесту сопутствует изображение Евангелия или свитка в руках изображаемого. Такое перстосложение можно встретить и на иконе Благовещения. Архангел Гавриил, благовествуя Деве Марии, будто бы Ее благословляет, но там изображается именно ораторский жест, означающий, что Собеседник начал речь. Этот же жест присутствует и в беседе Христа с Самярянкой, на фреске в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре, в 1130-1140гг.


    • Два средних пальца подгибаются под большой, а указательный и мизинец протягиваются вперед. Согласно Квинтилиану, такое перстосложение более настоятельное, чем предыдущее (1). Жест очень сильный. Совсем не применяется в начале речи и при повествованиях. Существует мозаика в монастыре Осиос Лукас, в Фокиде. Здесь жест Иисуса Христа, следует понимать как «Премудрость вонмем» (Будем внимать!).
    • Три последних пальца прижимаются к ладони под большой палец, а указательный вытянут вперед. Это жест порицания и указания. Встречается в таких иконах как, например, «мытарство осуждения», на фреске в одном из монастырей Болгарии, или на иконах «притча о сучке и бревне».


    • Поджимаются большой, безымянный и мизинец, протянуты указательный и средний.
      Данный жест в риторике имеет значение «я говорю», т.е. момент речи.
      Также как и (1) изображается чаще на иконах Спасителя, Апостолов, святителей, пророков, и соответственно там, где подразумевается беседа.
      Жест благословения Именословное перстосложение или жест благословения именем Господним. Иногда его называют еще малакса. (В связи с тем, что первые упоминания о нем возникли в сочинении греческого книгоиздателя и протопопа Навпаклийского Николая Малаксы.)
    • Указательный палец вытянут – буква I, средний согнут в форме буквы С, безымянный и большой перекрещиваются в форме буквы Х, а мизинец, как и средний, сгибается в форме буквы С. Вместе рука создает аббревиатуру IC XC, получившую название христограммы.

    Богородичные жесты
    Иконы Богоматери, в каждой из них выражается любовь, смирение, ласка и забота.
    Насчитыватся более 860 чудотворных образов Пресвятой Девы.
    Все они делятся в основном на пять иконографических типов:

    • Оранта, от лат. Orans — молящийся).
      Руки Богородицы подняты в том жесте, который упоминается еще в Ветхом завете (Исход 17:11). Обозначающий заступническую молитву.


    • Одигитрия, что переводится как Указующая путь.
      Центром композиции является Отрок-Христос, правой рукой благословляющий Мать, а в Ее лице и всех молящихся, в левой держащий свиток. Рука Богоматери направлена к Сыну, как
      свидетельство, что Он есть Путь, Истина и Жизнь.
    • Елеуса, что означает Милостивая.
      Здесь изображаются фигуры Матери и Младенца прильнувшие друг ко другу ликами.
      Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею.
      Богословская идея в этом образе выражена очень глубоко. Икона символизирует близкое
      общение Пресвятой Богородицы с Сыном.


    • Панахранта, Всенепорочная или Всемилостивая.
      Характеризирует Царское Величие Богоматери. Жестикуляция подобна Одигитрии. Рука Девы Марии, указывает на Младенца сидящего на колянях.
    • Агиосоритисса, это так называемая «Деисусная» икона, представляющая Богородицу без
      Младенца в молитвенном жесте рук и входящую в состав деисусных композиций. (Деисус - переводится с греческого как моление.)

    Очень важно придавать значение жестам на иконах. Они говорят нам о многом. Икона всегда имеет сердечный диалог с молящимся. Искренняя молитва восходящая к Первообразу , не может остаться не услышанной. Но чтобы быть услышанным, порой наверно нужно и прислушаться.