Click to order

Святитель Спиридон Тримифунтский и его необычная шапка

На иконах Спиридон Тримифунтский почти всегда изображен в епископском одеянии – и это логично, ведь великому святителю при жизни был дарован сан епископа. И на фоне этого достаточно богатого облачения весьма странно смотрится головной убор, очень простой, по форме немного напоминающий рыцарский шлем, немного – обычную шапку. Этому художественному диссонансу есть объяснение, о котором мы и рассказываем читателю сегодня.
Святой_Спиридон_Тримифунтский
Икона Спиридона Тримифунтского
Спиридон_Тримифунтский_в_пастушьей шапке
Ивовая шапка епископа Спиридона
Чтобы лучше понять, почему образ святого Спиридона увенчан именно таким головным убором, обратимся к древней истории. Этот персонаж проживал на Кипре в III веке от Рождества Христова и был простым пастухом, присматривающим за овцами. В то время кипрские пастухи носили как раз такие шапки – сплетенные из ивовых прутьев, хорошо защищающие и от жары, и от холода. Так что присутствие такого убора в «гардеробе» святого Спиридона Тримифунтского как раз объяснимо.
Другой вопрос – почему пастушья шапка осталась с ним и стала частью епископского облачения. Объяснение этому – простота, которую сохранил в отношении к жизни, событиям и окружающим Спиридон, став епископом. Он призывал людей не жить под грузом невидимой короны превосходства над равными себе, чванливости и гордыни, не ограждаться от мира, не запираться в собственном мнимом величии. А сняв эту корону, водрузить на ее место легкую шапку простоты, сочувствия, доброго отношения к людям, любви к миру и к Богу.

Митра_епископа
Митра священнослужителя
Есть у шапки Спридона Тримифунтского и символическое значение. Став святителем, этот персонаж, по сути, остался пастухом, то есть, пастырем. Только теперь под его опеку попадали не стада овец, а паства, то есть, верующие, которых он вел по тернистому пути принятия Бога и обретения любви к нему.
Некоторые религиоведы, правда, отрицают «пастушье» происхождение шапки и усматривают в этом головном уборе некую предшественницу традиционной митры, которая в восточном православии была привычной частью облачения священнослужителей. Ее они, в свою очередь, позаимствовали у императоров Византии. Хотя митра, в ее привычном облике, украшается драгоценными камнями и миниатюрными иконами. И это совсем не вяжется со скромной, простой и аскетичной шапкой, сплетенной из прутьев ивы. И с тем, что за помощью к Спиридону Тримифунтскому обращаются обычные верующие, просящие обычных вещей: избавления от бед и болезней, здоровья и благополучия себе и близким, справедливости и утешения.

В те времена нужно было иметь немалую смелость художника, чтобы отступить от всеобщего видения и преподнести богословские сюжеты по-новому. Рублев сделал этот шаг, чем без преувеличения открыл новую страницу в истории русской иконописи. Вторая характерная черта, которая делает иконы Андрея Рублева узнаваемыми, – внутренний свет, умиротворение, согласие и гармония. В этом его произведения несколько перекликаются с зарождавшимися в то время на Руси визуально легкими, светлыми и позитивными византийскими традициями иконописи. Это сходство дало повод недоброжелательным современникам причислять Рублева к копиистам, в точности повторяющим византийскую стилистику.
Чествование_Святого_Спиридона
Празднование иконы Спиридона Тримифунтского
Так что с нашей точки зрения версия, утверждающая, что шапка святого Спиридона – наглядный символ простоты, любви и отказа от гордыни, все же более близка к истине. Именно ее мы преподносим нашим ученикам на уроках иконописи в онлайн-школе, рассказывая об исторической подоплеке образа Святителя Спиридона Тримифунтского. День памяти и чествования этого святого приходится на 25 декабря, совпадая с празднованием Рождества Христова по григорианскому календарю. Спиридон Тримифунтский словно бы напоминает нам, что это – отличный повод для того, чтобы сбросить с себя тяжелую корону гордости, превосходства и одиночества, заменив ее легкой, светлой и несущей радость пастушьей шапкой любви и простоты.