Click to order

Особенности росписи православных храмов

Обыватель, впервые войдя в храм, как правило, поражается богатству не только убранства, но и росписи. Изображениями святых и религиозными сюжетами украшены практически все внутренние поверхности. Кажется, что главная цель и задача художника заключалась в том, чтобы оформить рисунками каждый сантиметр внутреннего пространства.
Rospis_hrama
Роспись храма
Rospis_pritvora
Роспись притвора
На самом деле в росписи храмов есть стройная и продуманная система. Она зародилась еще много веков назад в Византии. В русские православные храмы эта система пришла несколько видоизмененной, но основные принципы и каноны здесь, как и в иконописи, все же сохранились и действуют по сей день.

Конечно, мастеру не предписывается в обязательном порядке соблюдать каждую букву канонов. Он может реализовать роспись стен храма в соответствии со своим творческим видением и с учетом архитектурных особенностей здания. Однако важно делать это в тандеме с богословом или священнослужителем, дабы не допустить недостоверностей и принципиальных отклонений от системы.

Каждое изображение в храме нельзя рассматривать обособлено – это последовательная божественная история. И начинается она с притвора. Или даже раньше, с входных ворот, на которых изображается образ Богородицы. Рядом с ней, на откосах, располагаются ангелы. Они выполняют роль охранников входа.

Роспись при входе в храм, как правило, включает в себя сюжеты, посвященные земным событиям. Развитие истории происходит по направлению от притвора к алтарю. А если рассматривать изображения снизу по направлению вверх – можно проследить движение от земного к божественному.


Rospis_hramovogo_kupola
Роспись храмового купола
Далее рассмотрим нюансы храмовой росписи отдельных частей молельного помещения.

Купол храма

Это – самая высокая точка, а значит, и самая божественная, приближенная к небесам. Здесь изображается Всевышний – как высшая сила и как связующее звено между земным и небесным. Изображать Христа на куполе принято с Евангелием и благословляющей десницей.

Rospis_sten_cerkvi
Роспись стен церкви
Под куполом располагается так называемый барабан. Это – место для последователей Иисуса: пророков, апостолов, ангелов. На четыре паруса, поддерживающих купол, наносятся изображения четырех евангелистов, распространявших христианское учение. Они словно бы движутся от центра – Христа, расходясь в четыре стороны – по количеству сторон света.

Особенности росписи алтаря

Центральным изображением этой части храма является Богородица – заступница рода людского. Чаще всего она пишется как «Знамение» или «Нерушимая стена». Здесь есть определенные особенности написания – подробно мы рассказываем о них ученикам на занятиях в нашей онлайн школе иконописи.

Ниже располагается «Евхаристия» - сюжет, рассказывающий о том, как Иисус передает апостолам хлеб и чашу с вином для причастия. Под апостолами находятся их приемники – учителя, благодаря которым в мире распространилось христианство и утвердилась православная церковь.

В отношении украшения жертвенника и диаконника строгих канонов нет – здесь иконописец может проявить собственное творческое видение внутреннего облика храма. В жертвеннике чаще всего можно наблюдать рождественские сюжеты с Богоматерью, в диаконнике – божественные истории с участием архидиаконов и сюжеты из жития Иоанна Предтечи.

Основная часть храмового пространства

Столпы земной церкви – это опоры, символизирующие людские дела. Именно на них утверждается церковь небесная. Поэтому в росписи православного храма в этих зонах всегда присутствуют мученики, принявшие наказание за свой христианский подвиг.

По каноническим понятиям стены центральной части украшают различными сюжетами из Евангелия. При этом восточная и западная стены как бы противопоставляются одна другой по содержанию. Например, на одной из них изображают Страшный суд, а на противоположной – царствие небесное. Кроме того, на восточной стене располагается иконостас – выстроенные в несколько рядов иконы. Они словно бы выделяют алтарную часть из всего помещения.

Правила храмовой росписи говорят о том, что изображения на стенах не могут касаться пола. Между ними и полом остается свободное место, которое заполняется так называемым полотенцем – узорчатой росписью, символизирующей чистоту помыслов, незыблемость христианского учения и вечную жизнь.
Таким образом, если церковь расписана с соблюдением канонов, внимательно изучив изображения в разных частях храма, можно прочитать Священную историю в довольно точной, достоверной, наглядной и красочной логике ее развития.