Click to order

Особенности иконописи Андрея Рублева

Рядовой обыватель знает об Андрее Рублеве совсем немного. Легендарный иконописец, ученик Сергея Радонежского, жил и творил в 15 веке, расписывал иконостас Благовещенского собора в Кремле, создал знаменитую «Троицу», очень непохожую на своих более канонических предшественниц. Вот, пожалуй, и все.
А между тем в истории русской иконописи Рублев занимает значимое место. Подтверждением этому может стать хотя бы тот факт, что в 1551 году московским Стоглавым Собором было предписано иконописцам писать образы именно так, как это делал Рублев. Так в чем же особенность и неповторимость этого мастера?
Портрет Андрея Рублева
Преподобный Андрей Рублев
Ветхозаветная Троица
Троица Гостеприимство Аврама
В 15-16 веках на Руси не считалось зазорным копировать иконы. Так называемые списки, или, проще говоря, копии создавали многие иконописные мастерские. Хотя это не всегда были именно точные копии: мастер мог вложить в образы и сюжеты свое видение, но при этом все же ориентируясь на исходный материал. Рублев же писал совершенно иначе. Его иконы основывались на собственном прочтении и понимании Ветхого Завета и Библии. Это отчетливо видно в знаменитой «Троице». Ранее художники, писавшие «Троицу», использовали как основу ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», где присутствовали три Мужа, хозяева дома – Авраам и Сарра, накрытый стол, заколотый телец и другие детали, описанные в Книге.
Как видел Троицу Рублев
Троица Андрея Рублева
А вот «Троица» Рублева рассказывает совершенно об ином – о Совете Лиц святой Троицы, где определяется судьба обычного человека. То есть, из условно бытового прочтения он перевел сюжет в высшую плоскость, продиктованную канонами богословия. И эта особенность привлекает нас в образах мастера в первую очередь – ведь именно она отличает божественную иконопись от светской живописи.
В те времена нужно было иметь немалую смелость художника, чтобы отступить от всеобщего видения и преподнести богословские сюжеты по-новому. Рублев сделал этот шаг, чем без преувеличения открыл новую страницу в истории русской иконописи. Вторая характерная черта, которая делает иконы Андрея Рублева узнаваемыми, – внутренний свет, умиротворение, согласие и гармония. В этом его произведения несколько перекликаются с зарождавшимися в то время на Руси визуально легкими, светлыми и позитивными византийскими традициями иконописи. Это сходство дало повод недоброжелательным современникам причислять Рублева к копиистам, в точности повторяющим византийскую стилистику.
Страшный суд - роспись в Успенском соборе
Фреска Страшный Суд Рублева
На самом деле подобная оценка несправедлива и лишена оснований. Если присмотреться к ликам, пейзажам и сюжетам рублевских икон, в них можно увидеть отголоски не только византийских традиций, но и знаменитых Московской, Новгородской и Владимиро-Суздальской школ иконописи. И весь этот многогранный микс щедро приправлен уникальным стилем автора. В нем четко прослеживается воспевание духовной силы и внутренней красоты человека, а высшие силы преподнесены в добром, радостном и дружественном, а не в надзирающем и карающем ключе. Вклад Андрея Рублева в развитие иконописания на Руси нельзя переоценить. Именно с его подачи мастера начали постепенно отходить от мрачной торжественности, суровости и тяжеловесности образов, примитивизма в письме, искаженных пропорций и однозначности тонов. В рублевских иконах есть нечто возвышенное и божественное и, в то же время, близкое каждому земному верующему. Они наполнены небесным светом, словно бы освещающим пространство вокруг себя. Даже легендарный сюжет «Страшного суда», изображенный в виде фресок в Успенском соборе, в видении и исполнении Андрея Рублева не вызывает у созерцателей священной оторопи, лишь светлое чувство ожидания торжества высшей справедливости.
Церковь, хоть и не сразу, приняла новый, измененный благодаря мастеру, образ Царствия Небесного. Тот факт, что Андрей Рублев был канонизирован русской православной церковью, хоть и относительно недавно, в 1988 году, - тому подтверждение.

Стать вторым Рублевым вряд ли возможно. А вот научиться писать в таком же стиле вполне реально. Для этого важно не только изучить технику, но и обрести соответствующие познания и особое видение. Именно это мы пытаемся донести до учеников в нашей онлайн школе иконописи. Если к нашим попыткам добавится ваше старание – все обязательно получится.