Click to order

Мерная икона: духовная сила, традиция или суеверие?

Мерными называют иконы, написанные специально к рождению ребенка. Такая икона пишется красками на доске, длина которой соответствует росту новорожденного.
. Важно понимать, что мерная икона – это больше, чем именная, поскольку индивидуально подбирается не только святой, имя которого соответствует человеку, но и размеры образа. Кроме того, если на именных иконах нередко можно встретить лики или поясные изображения, то на мерных святой непременно пишется в полный рост.
Мерная икона 16 века
Старинная мерная икона
Мерная икона Святой Варвары современного письма
Современная мерная икона Святой Варвары
Со временем в разных городах и княжествах начали появляться собственные школы иконописи. Каждая из них имела свой стиль, и, хотя в целом византийские истоки все еще чувствовались, появились новые самобытные особенности, по которым можно было узнать руку мастера той или иной школы.

Период монголо-татарского ига нанес русскому иконописанию существенный урон – многие уникальные произведения были попросту уничтожены, а мастера – убиты или пленены. Тем не менее, сохранившееся культурное наследие оказалось достаточным для того, чтобы наглядно изучить историю развития русских иконописных стилей.

.

Ростовая икона 17 столетия
Возможно мерная икона 17 века
История появления мерных икон

Первые мерные иконы, о которых удалось узнать историкам, были заказаны для сыновей Ивана Грозного. В то время их нередко называли «родимыми» - этот термин связан как раз с тем, что для правильного подбора доски измерялся точный рост ребенка сразу же после рождения.

Вначале традиция преподносить ростовые образы младенцам существовала только в царской семье. Затем постепенно она распространилась среди дворянских и купеческих сословий. Сколько именно было написано мерных икон в период с XVI по XVIII столетие, точно определить невозможно. Есть предположение, что многие доски, дошедшие до нашего времени, просто не идентифицированы как мерные, а их принадлежность тем или иным личностям не определена.

Как бы то ни было, после периода правления Петра Первого традиция начала постепенно уходить в небытие и возродилась совсем недавно, уже в нынешнем веке. Сегодня такие иконы наделяют едва ли не магическими свойствами и воспринимают как обереги. Церковь к такой позиции мирян относится очень сдержанно, в христианстве в целом практика использования оберегов не приветствуется, это, скорее, сохранившиеся до нашего времени следы древнего язычества. Далее – несколько фактов, объясняющих, почему не стоит слишком уж надеяться на охраняющую силу ростового образа.
Мерные иконы-каноны написания
Традиционные мерные иконы
Мерные иконы: развенчиваем мифы

И снова вернемся к истории. Предполагается, что первая мерная икона была написана для второго сына Ивана Грозного – Иоанна, после того, как во младенчестве умер его первый сын Дмитрий. Считалось, что он умер именно потому, что не имел личного святого охранителя. Тем не менее, Иоанн, несмотря на наличие духовной защиты, не дожил до 28 лет: даже по меркам того времени его кончина была преждевременной. Так что говорить о том, что Иоанна Иоанновича оберегала его мерная икона, как видим, нет оснований.

От современных мастеров и продавцов можно нередко слышать истории о том, что ростовые иконы – старинная русская традиция, ведущая свое начало из давней старины, и тогда такая икона была у каждого человека.

На самом деле, традиция, как мы уже говорили, просуществовала всего около двух столетий и ограничивалась определенным кругом верующих. Так среди бедных слоев населения подобной практики не было вообще. Именно поэтому, кстати, довольно сложно найти фото мерных икон солидного возраста – их просто было не так уж и много, а еще меньше дошло до наших дней.

И последний аргумент: старинные родимые иконы писали с соблюдением определенного принципа: в центре изображался святой, имя которого соответствовало наречению младенца, а в верхнем поле изображались ипостаси ветхозаветной Троицы – Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Современная же иконография ограничивается только изображением «основного» святого. И это однозначно говорит о том, что традиция прерывалась и преемственность не сохранилась.

Более подробно о том, как правильно писать мерные иконы, как соблюдать пропорции и нужно ли обязательно дополнять образ святого Троицей, мы рассказываем на наших уроках в онлайн-школе иконописи.

Итак, пришло время сделать выводы. Мерная икона – добрая, красивая и очень теплая традиция. Она органично сочетается с таинством крещения и, не скроем, дает родителям новорожденного некую иллюзию безопасности. Однако наделять ее сверхъестественными способностями и магическими свойствами точно не стоит.