Click to order

Как правильно писать Матрону Московскую?

На современных иконах Блаженную Матрону Московскую изображают по-разному – как с открытыми, так и с закрытыми глазами. Для того, чтобы разобраться, почему так происходит, нужно рассказать в нескольких словах о самой святой и ее житии.
Слепая_Матрона_Московская
Матрона Московская с закрытыми глазами
Матрона_Московская_была_канонизирована
Канонизация Матроны Московской
Ныне почитаемая как святая, при жизни она была обычной женщиной по имени Матрона Дмитриевна Никонова. Родилась Матрона полностью слепой, то есть, зрячей не была ни одного дня в своей жизни. Зато ей было даровано духовное внутреннее зрение. С его помощью врачевательница исцеляла страждущих от самых разных недугов. Искренняя вера помогла Матроне пережить непростые времена Октябрьской революции, голод, Гражданскую и Великую Отечественную войны. Умерла целительница в возрасте 71 года в 1952. В 1998 году ее мощи были с благословения патриарха Алексия II изъяты из места захоронения и перенесены в Покровский храм. А в 1999 году Святая Матрона Московская была канонизирована православной церковью.
Матрона_Никонова_при_жизни
Портрет Матроны
То есть, с одной стороны, на иконе изображается не библейский персонаж, а обычный человек, практически наш современник. По сохранившимся свидетельствам и дошедшим до наших дней фотографиям Матрона была не просто незрячей – она родилась без глазных яблок. Поэтому веки ее с первого и до последнего дня жизни были опущены. Именно такой она изображается на некоторых иконах. Таким образом, в этом случае применяется принцип сохранения портретного сходства. Вроде бы, все логично. Но у этого подхода есть и противники, которые исповедуют полностью противоположную логику и пишут иконы Матроны Московской, глаза которой открыты, а наполненные добром и теплотой взгляд направлен на молящегося или созерцающего.
Святая_Матрона_с_открытыми_глазами
Матрона Московская с открытыми глазами
Этот подход напоминает нам о том, что икона – не портрет, а прославленный образ, которому возносятся молитвы. У этого художественного произведения нет цели отобразить историческую достоверность персонажа. При этом вознесение Святой не вызывает сомнений ни у верующих, ни у служителей, ни у иконописцев. В Царствии же Небесном нет болезней, увечий и физических пороков. А значит, логично и правильно писать Матрону Московскую с открытыми глазами.
Какая же из точек зрения верна? Однозначного ответа нет. В пользу первого подхода можно упомянуть то обстоятельство, что родись Матрона Дмитриевна зрячей, вряд ли ей был бы ниспослан свыше дар исцеления. Вероятно, она была бы обычной девочкой, девушкой, женщиной с рядовой судьбой. Хотя знать этого точно не может никто.
В пользу же альтернативного мнения стоит учитывать то, что зрение все же у Матроны было, хоть и внутреннее. Не все в этом мире обязательно нужно увидеть глазами, чтобы познать и осознать. И в таком случае образ слепой Матроны Московской можно трактовать как указание на отсутствие зрения в принципе. А это неверно.
Как бы то ни было, мастера-адепты обоих мнений перед тем, как приступить к написанию иконы, испрашивают благословения у священнослужителя – настоятеля храма или духовного наставника обычного человека, если икона пишется для мирской обители. И только от того, благословит или нет он образ с открытыми либо закрытыми глазами, зависит то, как будет изображаться на холсте Матрона Московская.

В нашей онлайн-школе иконописи мы рассматриваем оба варианта написания Матроны Московской. И каждый из них находит отклик в душе разных наших учеников.