Click to order

Как оценивать икону – основные принципы

Определение художественной ценности иконы – достаточно сложная задача даже для специалистов. Что уж говорить о тех, кто не имел возможности досконально изучать иконопись либо в принципе не сталкивался с этим направлением в своей жизни. Даже священнослужители, имеющие представление о том, как должны писаться и как пишутся иконы, не могут выступать в качестве полновесных художественных экспертов. А у обывателей оценка икон вызывает еще большие сложности.
Между тем есть вполне конкретные критерии оценивания того, насколько достойной внимания с художественной точки зрения является та или иная икона. Это как традиционные для изобразительного искусства параметры – техника, композиционное решение, графическая выразительность, соблюдение пропорций и перспективы, цветовой подход и тому подобные – так и специфические инструменты оценки, которые уместно использовать именно в иконописи. Сегодня мы подробно остановимся на главных критериях, которые применяются к иконам. Итак, приступим.
Kriterii_ocenki_v_ikonopisi
Оценка икон
Ikonopis_i_kanony
Каноничность иконы
Соответствие канонам

В иконописи существуют определенные традиции, которым, по мнению большинства экспертов, должна соответствовать хорошая икона. Основные критерии каноничности заключаются в способности мастера создать изображение персонажа или события, имеющего определенные признаки. Эти признаки должны быть такими, которые не позволяют спутать персонаж или событие с другими похожими.

То есть, признаки событий или существенные значимые черты облика, которые соблюдены иконописцем, могут считаться канонами и позволяют отнести произведение к каноничным иконам. Такие признаки были даже вполне конкретно определены в 1551 году на легендарном Стоглавом Соборе и увековечены в документе под названием «Новгородские таблетки».

Одновременно с этим автору предоставляются довольно широкие возможности для проявления собственного видения образа или сюжета как творческой составляющей произведения. Некоторые формы, черты, цвета, тона и другие параметры могут быть изменены – и при это икона все равно будет считаться каноничной.
Kopijnost_ikony
Копии икон
Исходя из вышесказанного самое время перейти к следующему критерию – копийности.

Точная копия – хорошо или плохо?

Существуют иконы, повсеместно признанные каноничными. Как правило, это известные во всем мире произведения. В качестве примера можно назвать иконы Андрея Рублева: по решению все того же Стоглавого Собора большинство из них являются каноническими эталонами. То есть, выступают в качестве образца для современных художников.

Однако если мастер просто срисует образец, повторив его до последней мелочи, это будет всего лишь список иконы-канона. Даже в безупречном исполнении, но без оригинального видения автора, такая икона не может претендовать на звание самостоятельного произведения.

Таким образом, именно способность иконописца найти оптимальный баланс между верностью канонам и собственным прочтением сюжета является значимым признаком ценности иконы с художественной точки зрения.
Cveta_i tona_v_ikonopisi
Выбор цвета и тона
Композиция как неотъемлемая часть оценивания икон

Следующий критерий, которому следует уделить должное внимание, - композиционное решение. Под композицией в изобразительном искусстве понимают ту гармонию, которая достигается за счет взаимного расположения элементов, сочетания света и тени, форм и линий. Она должна вызывать ощущение единства, целостности, завершенности картины.

К иконам такой подход применим в полной мере, хотя здесь есть и определенная специфика, которую важно учитывать в процессе экспертного оценивания.

Конечно, безоговорочное следование правилам и требованиям к композиции иконы не является обязательным: иконописец может несколько отступать от них – все же понятие авторского видения и художественного замысла никто не отменял. Однако такие вариации должны быть обоснованы. Например, желанием не просто выделить, а буквально выпятить определенную деталь, которую мастер считает особо значимой. Или намерением вызвать у зрителя конкретную эмоцию.

Рисунок произведения

Близким к предыдущему параметром, который можно рассматривать как составляющую композиции, является рисунок иконы. Его также должен оценивать специалист – ведь сюда входят такие специфические понятия как пластика, силуэты, формы, пропорции. Как и остальные критерии, рисунки святых икон должны быть близки к канонам, но при этом в какой-то степени могут отражать внутренние переживания, ощущения и духовный мир автора.

Цвета, тона, оттенки

Оценить икону с точки зрения грамотности и обоснованности цветовых решений по силам только опытному специалисту, обладающему фундаментальными профильными знаниями о нюансах применения колористики. Все же остальные могут прибегнуть к упрощенному анализу. Для этого достаточно ответить на три вопроса.
Avtorskoe_videnie_v_ikonopisi
Икона как отражение внутреннего мира иконописца
Вопрос первый: достаточно ли гармонично выглядит произведение, уместны ли выделенные акценты, не смотрится ли оно слишком ярким или чересчур тусклым и невыразительным?

Вопрос второй: соответствует ли выбранное автором цветовое решение основным критериям каноничности?

Вопрос третий: вызывает ли икона глубокие эмоции на подсознательном уровне, помогает ли творить искреннюю молитву?

Если все три ответа оказались положительными, значит, иконописец все сделал верно.
Uroki_ikonopisi
Наша школа иконописи
Безусловно, любая художественная оценка, даже если она руководствуется четкими критериями, несет в себе признаки субъективности со стороны оценивающего. Ни один сухой анализ и профессиональное исследование не смогут оценить произведение с точки зрения внутреннего состояния его создателя, точно узнать, что именно стремился вложить иконописец в свою работу и передать зрителю. Да и так ли уж важно это обывателю? В конце концов, если перед образом хочется остановиться, заглянуть внутренним взглядом за холст и вознести искреннюю молитву, значит, мы имеем дело с достойной иконой.

В нашей онлайн школе иконописи мы, помимо художественных навыков, даем ученикам понятие о том, как определить художественную ценность иконы с профессиональной позиции.



В нашей онлайн школе иконописи мы, помимо художественных навыков, даем ученикам понятие о том, как определить художественную ценность иконы с профессиональной позиции.