Click to order

Изображения апостолов Петра и Павла – в старину и в современной иконописи

Первые изображения соратников и подвижников Иисуса Христа – апостолов Петра и Павла – были найдены на фресках римских катакомб Домтиллы.
Период их появления археологи определили как III век нашей эры. Это были еще не портреты, скорее, символические образы. А вот в катакомбах Святой Феклы уже были найдены фрески с ликами апостолов IV века. Их ученые и предлагают считать прообразами традиционных икон.
Starinnaya_ikona_Petra_i_Pavla
Старинная икона Петра и Павла
На некоторых фресках того времени Петра и Павла изображали юными и безбородыми, рядом с таким же молодым Христом. Более поздние же портреты – это изображения старцев, поэтому они воспринимаются как более близкие к современным канонам написания икон.
Petr_i_Pavel_na_drevnej_freske
Петр и Павел на древней фреске
Особенности внешности

Примечательно, что черты внешности апостолов мало изменились со времен античной древности. И тогда, и сейчас их изображают почти одинаково. Это позволяет говорить о том, что первые портретные изображения создавались очевидцами или, по крайней мере, по их описаниям. А затем – передавались в виде иконографических традиций из поколения в поколение. Поэтому те иконы Петра и Павла, которые мы можем видеть сегодня в храмах, монастырях и частных коллекциях, визуально достаточно близки к своим древним предкам.

Петр в иконописи изображается круглолицым мужчиной с седыми кудрявыми волосами и такой же побитой сединой окладистой короткой бородой. Глубокий и при этом открытый взгляд выдает в нем умудренного жизнью старца. Хитон Петра – синий, с вариациями оттенков: от легкого и светлого небесно-голубого до насыщенного и глубокого темного.
Obsheprinyatoe_izobrazhenie_vneshnosti_apostolov_Petra_i_Pavla
Общепринятое изображение внешности апостолов Петра и Павла
Внешность Павла – совсем другая: узкое лицо, массивный выступающий нос, высокий лоб с залысинами, темные волосы и длинная черная борода. В отношении цвета хитона апостола иконописцы так и не пришли к общему мнению: его изображают белым, голубым, зеленым, красным, вишневым и даже серебристым.
Разобрать внешние отличия апостолов более подробно, а также попробовать отобразить их на холсте вы можете, записавшись на наши онлайн-курсы иконописи.



Позиции и персонажи

Существует распространенная практика писать апостолов повернутыми друг к другу. Таким подходом художник передает созерцателю мысль о том, что, несмотря на имеющиеся разногласия, в конце своей земной жизни Петр и Павел пришли к единому видению христианского учения.

Кроме того, хоть и разными методами, они выполняли единую миссию – продвигали идеи Христа. Поэтому на некоторых старинных иконах Петр и Павел изображены не только в профиль, повернутыми друг к другу, но и держащими либо обнимающими храм.




Petr_i_Pavel _izobrazhenie_s_hramom
Петр и Павел - изображение с храмом
Встречаются также старинные иконы, в которых апостолы смотрят не друг на друга, а перед собой. Но такой художественный подход не получил широкого распространения, поэтому встретить его среди сохранившихся старинных образов – большая удача. А в современной иконописи подобная диспозиция тем более не принята.

Изображали и сегодня изображают апостолов в виде погрудных либо поясных фигур, а также в полный рост. Примечательно, что в полный рост Петр и Павел изображаются как босиком, так и в сандалиях.
Petr i Pavel _izobrazhenie_v_polnyj_rost
Петр и Павел - изображение в полный рост
На богатое разнообразие иконографии с использованием образов этих персонажей указывает их присутствие в изображениях различных евангельских сцен, сохранившиеся до наших дней сюжеты из жития апостолов, такие как «Изведение источника воды в Мамертинской темнице» или «Взятие Петра под стражу», а также изображения, на которых присутствуют другие персонажи. Примером последних может служить сюжет с женским персонажем по имени Перегрина, который хранится в Метрополитен-музее.
Ikona_Petra_i_Pavla_s_klyuchami_i_mechom
Икона Петра и Павла с ключами и мечом
Атрибуты в иконописи образов Петра и Павла и их значение

Изучая образы апостолов, нельзя не заметить, что в изображениях присутствуют разные атрибуты. Это в частности:

  • один общий или два отдельных золотых венца как символы духовной победы;
  • ключи в руке апостола Петра. Они иллюстрируют слова Спасителя из главы 16 Евангелия от Матфея «дам тебе ключи от Царствия Небесного». В широкой трактовке это – не ключи от рая, скорее, символ отпущения грехов человеческих, без которого невозможна вечность души;
  • рыба. Согласно преданию, Петр родился в семье рыбака и сам в молодости занимался рыбной ловлей. Именно к этому периоду жизни святого относятся подобные изображения;
  • крест с удлиненным нижним концом, скорее, напоминающий посох. Это – отсылка к странствиям во имя Христа и христианского подвижничества;
  • свиток, или 14 связанных в одно целое свитков, или книга. Эти атрибуты на иконах изображают в руках Павла. Они символизируют 14 написанных им посланий, которые вошли в Новый завет;
  • меч. На диптихах с апостолами его размещают таким образом, чтобы была понятна принадлежность оружия Павлу. Существует две несколько трактовок период жизни, когда еще не достигший прозрения юноша участвовал в жестоких гонениях первых приверженцев христианской религии. Более распространена, однако, версия о том, что меч – напоминание о мученической смерти через усекновение головы, которую принял апостол. А в актуальном понимании этот атрибут принято воспринимать как духовный меч, то есть, Слово Божье.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что попытки увековечить образы святых Петра и Павла предпринимались еще в раннехристианский период. Сегодня же иконы с изображением апостолов рассматриваются и воспринимаются как символы веры и преданности. Не зря они прочно укоренились в деисусном чине иконостаса еще на Руси и продолжают оставаться на своем месте в современных украинских храмах.
Создать собственную копию иконы Петра и Павла в классическом варианте может даже начинающий. Попробуйте сделать это, используя прорись иконы.