Click to order

Иконы на металле

В конце XIX века в российской иконописной индустрии сложилась весьма специфическая ситуация. Рукотворные живописные доски стали стремительно терять популярность, уступая место более дешевым и непритязательным бумажным иконам машинного производства. Более того, именно в это время появились подокладницы – иконы, в которых область, располагаемая под окладом, не заполнялась, оставаясь чистой. Это значительно сокращало сроки производства и стоимость изделий. Такие поделки буквально заполонили рынок.
Что случилось затем?

Одновременно с этим появились иконы на металле. С художественной точки зрения они представляли собой нечто среднее между низкопробными бумажными и ценными рукописными. Изображения и сюжеты выглядели достаточно ярко, самобытно и привлекательно. А использование современных методов нанесения изображения делало их еще более оригинальными и необычными.

Кроме того, иконы, написанные на металле, были еще и крайне практичными. Они не деформировались от времени, не загорались от случайно упавшей горящей свечи, не растрескивались, легко мылись и отчищались от загрязнений. Единственная опасность, которой не могли избежать подобные изделия, - коррозия. При длительном хранении в местах с повышенной влажностью, без регулярного проветривания и просушивания, они просто ржавели.
Metallicheskaya_ikona
Икона на металле
Metall dlya ikony fabrika Zhako i Bonakera
Металл для иконы, фабрика Жако и Бонакера
Кто производил?

Монополистами в изготовлении металлических икон в России того времени являлись француз Жако и немец Бонакер, имевшие собственную фабрику в Москве.

Предприятие занималось производством коробок, упаковок, бидонов, портсигаров и другой продукции из жести, декорированной методом хромолитографии и добилось в своем деле внушительных успехов. А когда растущее количество конкурентов в этой сфере стало мешать развитию компании – перешло на изготовление фабричных икон на металле.

Отметим, что продукция Жако и Бонакера ни в коем случае не была низкопробным ширпотребом. На фабрике трудились приглашенные мастера из Палеха и Мстеры, благодаря которым удавалось сохранить основные каноны и традиции иконописи. Кроме того, создавались даже специально состаренные металлические иконы – для имитации их солидного возраста.
Starinnaya_zhestyanaya_ikona
Икона на жести
На чем писали?

Изначально изображения наносились на основу из жести. Этот материал обладает рядом неоценимых преимуществ: он имеет малый вес, является достаточно мягким, чтобы из него можно было вырезать основу нужного размера и нанести изображение механическим методом. При этом обладает жесткостью, необходимой для того, чтобы икона на протяжении длительного времени могла сохранять первоначальную форму.
Nanesenie_izobrazheniya_emal_i_pozolota
Рисунок эмалью и золотом
Однако подверженность коррозии все же вынуждала производителей искать иные решения. Поэтому со временем мастера стали писать иконы на меди и даже на алюминии. Эти материалы можно было использовать в том числе для создания фасадных образов, которые располагаются снаружи храма, - специальная пленка надежно защищала изображения от атмосферных воздействий.

Все же стоит отметить, что медные и алюминиевые образа являлись продукцией достаточно дорогого ценового сегмента. Одновременно с этим жестяные иконы по-прежнему оставались доступными большинству покупателей.

Как наносили изображения?

Существовало несколько методов нанесения рисунка – с использованием красок и без них. К первой категории можно отнести перегородочную и бесперегородочную технику эмали. Изначально технология предполагала использование перегородок из золота, которые накладывались на металлическую поверхность. Затем между ними заливалась эмаль нужного цвета, после чего икона отправлялась на обжиг. В результате получалось очень красивое, яркое, контрастное и богатое покрытие, правда, достаточно хрупкое.

В дальнейшем с целью сокращения сроков изготовления и снижения стоимости изделий эмаль начали наносить без перегородок.
Ikona_s_relefnym_izobrazheniem
Рельефная икона на металле
Некоторое распространение получила и техника иконописи на металле с использованием масляных красок. К сожалению, в полной мере она себя не оправдала: составы на масляной основе недостаточно качественно сцеплялись с металлической основой, а значит, образ требовал особых условий эксплуатации (температуры окружающей среды, уровня влажности воздуха) и все равно оставался крайне недолговечным. Возможно, именно поэтому сегодня вы практически не встретите старинную икону на металле, написанную масляными красками.

Также имела место технология огневого золочения. С такой техникой, в основном, работали мастера, создававшие иконы на медной основе. Для нанесения изображения золото смешивали со ртутью, а после завершения работы изделие нагревали до высоких температур. Ртуть при этом испарялась, а золото словно бы запекалось, прочно соединяясь с медной «доской». Однако в силу дороговизны массового применения этот метод нее получил.

Что касается написания икон на жести без красок, в ходу были штамповка и тиснение позволявшие получать выпуклые объемные рельефные и барельефные изображения. Нередко для создания произведения использовались одновременно несколько техник.
Antikvarnaya_ikona_na_zhesti
Икона на металле 19 век
Как все завершилось?

В силу своих уникальных качеств к началу ХХ века металлические образы существенно «подвинули» скорописные бумажные изделия и почти вытеснили с рынка рукописные произведения. Поэтому 1 января 1903 году появился специальный Указ Синода, запрещавший производство икон на жести, было введено цензурирование подобных изделий со стороны церкви. Результат оказался практически нулевым. В 1906 году Синод создал специальную комиссию, которая три года исследовала рынок и в 1906 году пришла к неутешительному выводу: металлические печатные иконы продолжают изготавливаться и поступать в продажу в неограниченном количестве.



Так государство и церковь проиграли борьбу с народным спросом на жестяные иконы. Победу удалось одержать лишь большевикам в 1917 году. К сожалению, это была победа не над монополистами, а над всей русской иконописью того времени: под запрет попали и не слишком ценные с художественной точки зрения печатные, и уникальные рукописные произведения.

К счастью, и описания методов нанесения изображений, и образцы ликов, выполненных на металлической основе, сохранились до наших дней, так что техника не утрачена безвозвратно. В нашей онлайн школе мы, в частности, пишем иконы на металле, расширяя знания и навыки наших учеников в области иконописи.