Начать нужно, наверное, с того, что Григорий (Круг) был воспитан в другой вере. При рождении в 1908 году он получил имя Георгий. Отец его, Иоганн (Иван) Круг, был протестантом со шведскими корнями, директором металлургического предприятия. Мать — русская, в девичестве Суздальцева, с прекрасным классическим образованием. Георгий и младшая сестра Ольга воспитывались в лютеранской вере. В воскресенье родители принимали у себя множество родственников и друзей. Бывало, за столом собиралось более двадцати персон. В такие моменты, согласно традиции, они вместе читали «Отче наш» перед трапезой. Георгий участвовал в этом, крича во всё горло слова молитвы, заученной наизусть.
Безмятежное детство кончилось очень быстро. Революция 1917 года в Петрограде пустила под откос привычный уклад жизни. Предприятие Ивана Круга было остановлено большевиками, а сам он оказался за решёткой. В 1921 году после тюремного заключения он решил покинуть Россию. Благодаря связям удалось получить эстонское гражданство. Семья Круга переезжает в Нарву, где отцу предложили должность директора завода по производству хлопка. Благосостояние семьи улучшилось, и родители направляют средства на образование детей.
Талантов у Георгия много. После гимназии он поступил в Школу прикладного искусства в Таллине (тогда г. Ревель). Затем поехал учиться в г.Тарту в частную школу искусства «Паллас». Одновременно увлёкся игрой на рояле и даже изобрёл собственную методику, позволяющую научиться виртуозной игре очень быстро. После трёх лет обучения музыке Георгий с ошеломительным успехом сыграл концерт Баха. Немецкие газеты даже написали о рождении новой звезды. Но несмотря на явный талант музыканта, как у матери, он всё же решает посвятить себя живописи. Ему очень хотелось творить самому.
И где, как не в Париже, в обиталище парнасских муз, молодым людям искать себя? В 1931 году юноша приехал покорять столицу Франции. Молодой, талантливый, Круг уверен, что здесь его жизнь примет новый оборот. Он записался в Русскую академию живописи, основанную Татьяной Сухотиной-Толстой, дочерью Льва Толстого. Здесь тогда собиралась «тусовка» многих художников из русской эмиграции. Круг берёт уроки у символиста Николя Милиоти, Бориса Григорьева, Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова — представителей русского авангарда. Но это всё не то. И Господь посылает ищущему живописцу судьбоносную встречу — с другим таким же, не менее талантливым и ищущим — Леонидом Успенским. Вопрос веры сыграл в этой встрече очень важную роль.
Отметим, что Георгий Круг перешёл в православие ещё до приезда в Париж — на съезде Русского студенческого христианского движения в Псково-Печерском монастыре на границе России и Эстонии. Его, 19-летнего, впечатлили проповеди одного из организаторов движения отца Льва Липеровского. Тот учил, что истинная православная вера -— вне всякого национализма и политики. Она должна объединять всех, даже тех, кто казался непримиримыми врагами в ту эпоху — последователей монархии и сторонников советского социализма. Этим урокам Круг останется верен до конца.
В 1920-е из-за переломных событий в России Париж стал духовным и культурным центром всей русской диаспоры. В её состав входило более трёх миллионов беженцев, начиная от членов императорской семьи, бывших министров и генералов, до простых солдат, учителей, художников, писателей. Для духовного окормления эмигрантов Патриарх Тихон основал в 1921 году временную Архиепископию православных русских церквей в Западной Европе во главе с митрополитом Евлогием (Георгиевским). Центром Архиепископии избрали Париж и Александро-Невский собор на улице Дарю.
Через десять лет митрополит Евлогий решает покинуть Московский Патриархат и перейти в юрисдикцию Константинопольской Православной Церкви. Это был непростой выбор. Он считал, что Русская Церковь находилась в плену антихристианской политики Советского Союза. Вся Архиепископия поддержала
его решение, в том числе отец Лев Липеровский. Однако небольшая группа верующих выразила желание остаться в Русской Церкви. Это было братство святого Фотия. Оно состояло из интеллигентной православной молодёжи, которая покинула Россию из-за гражданской войны.
Круг стал одним из активных участников братства. Молодые люди решили открыть церковь, верную Московскому Патриархату. На скромные средства смогли арендовать небольшой гараж велосипедной фабрики на улице Петель в Париже. Началась долгая и кропотливая работа по превращению его в приход. Особенно они искали художников, чтобы сделать иконостас, и талант Круга пришёлся как нельзя кстати. Помочь он пригласил своего друга Леонида Успенского.
Споря о вопросах веры, Успенский заключил пари с Кругом, что сможет «без проблем» написать икону, хоть и не верит в Бога... Через две недели он закончил свою «икону». Ему объясняли, что он таким образом совершил богохульство, но Успенский никак не мог понять, почему. В те времена в Париже жил антиквар по фамилии Гринберг. Он хранил у себя много древних икон, и Успенский проводил недели напролёт в архивах Гринберга, изучая иконографию. Мало-помалу он проникся их духовным смыслом и обратился в веру.
Круг выиграл пари. Успенский начал изучать иконопись вместе с ним и в скором будущем стал одним из величайших иконописцев и богословов ХХ века, автором концепции "богословие иконы". Таково было великое Божие соизволение!
Как видим, не каждый художник может прийти к написанию икон. Вся сложность иконографии состоит в непреодолимом желании иконописца увидеть и передать Божественный свет. "Бог - это Свет. И те кого он делает достойными видеть Его, видят его как Свет. Таким образом, икона показывает мир, преображённый Светом", - читаем в записях инока Григория. А как иконописец может передать этот Свет? Только если он и сам стал его носителем.