Click to order

Чем славен легендарный палех?

Названия «палехская иконопись», «палехская миниатюра» или просто «палех» произошли от одноименного поселения. Сегодня это – поселок городского типа в Ивановской области России. А изначально – небольшое село, первые упоминания о котором относятся к XVII веку, хотя историки предполагают, что появилось оно еще в IX столетии.
По поводу возникновения названия есть несколько версий. Одна из них утверждает, что у слова Палех – финно-угорские исторические корни. Другая соотносит название поселения с речкой Палешка, на берегу которой нашли пристанище древние иконописцы, бежавшие из Суздаля и Владимира. Третья говорит, что прототипом названия стала фамилия князей Палицких, которые владели удельным Палецким княжеством – именно в него территориально входило поселение.
поселок_Палех_в_Ивановской_области
Село Палех
икона_Палех
Старинная палехская икона
На самом деле, не так важно, откуда Палех получил свое имя. Важнее то, что именно здесь появилась уникальная иконопись, которую невозможно спутать ни с какой иной. Уже в 17 веке о поселении узнали даже в Москве – благодаря целым семейным династиям талантливых иконописцев. Процесс создания палехской иконы сегодня назвали бы «полным циклом». Мастера сами сушили древесину и вырезали из нее доски, сами создавали краски и варили лак, сами собирали кисти их добытого ими же сырья. Писали иконы темперой – натуральной краской, которая замешивалась на яичном желтке и домашнем квасе. Именно благодаря ей иконы Палех выделяются среди других особым внутренним светом, насыщенностью тонов и сиянием, которое воспринималось, да и сегодня воспринимается как символ божественной возвышенности.
Роспись золотом_Палех
Золото на палехской иконе
Одна из отличительных особенностей палехской росписи – тонкие плавные линии, изящная детализированность изображений, четкое прописывание мельчайших деталей. Поэтому покупные кисти, даже от лучших мастеров, не удовлетворяли потребности иконописцев, были слишком грубыми и толстыми. Ремесленники сами составляли их из ворсинок беличьих хвостов, волосок к волоску. Такие кисточки нельзя было свободно купить, они изготавливались исключительно для «внутреннего пользования».
В написании образов палехские мастера часто использовали листовое золото – им расписывались одежды и орнаменты. Цель применения такой техники – отнюдь не сделать икону богаче или выразительнее. В русской иконописи золото – символ божественного света и высшей благодати. А «оживить» композицию, воплотив в ней органичный тандем небесного и земного, помогали изображения птиц и животных.

Когда о мастерах из небольшого поселения стало известно в столице, их пригласили расписать легендарную Грановитую палату Кремля. Кроме того, наследие высокого мастерства иконописцев Палеха можно увидеть в Новодевичьем монастыре и Троице-Сергиевой лавре. Так началось всеобщее признание этого художественного направления, которое продолжалось вплоть до 1917 года.
Шкатулка_с_росписью_Палех
Лаковая палехская шкатулка
После Октябрьской революции иконопись переживала не лучшие времена. Палехские династии художников встали перед выбором: продолжать писать иконы подпольно, «в стол», в ожидании лучших времен или попробовать подстроиться под случившиеся перемены. Они выбрали второй путь – отошли от библейских сюжетов и персонажей, переключившись на орнаментальное искусство, сюжеты из русских сказок, пейзажи и жанровые сценки из деревенской жизни. Так появились знаменитые палехские шкатулки, ларцы, чайники, табакерки, пудреницы. Шкатулки были наиболее популярными, их оценили даже в Европе – в 1924 году на Венецианском вернисаже творчество палешан произвело настоящий фурор.
Поднос_в_стиле_Палех
Палехский поднос
Итальянцы жаждали овладеть секретами уникального русского мастерства – они довольно настойчиво приглашали палехцев переехать в Италию и взяться за обучение местных художников. Однако получили отказ: живописцы старались не выпускать тайны искусства за пределы рода: даже женились на девушках из таких же династий.

Постепенно мастера организовались в артели и долгое время занимались «мирским» творчеством. Вначале заготовки для шкатулок, ларцов и прочих предметов росписи приобретали в готовом виде. А со временем начали делать сами, наследуя традицию предков, заготавливающих иконные доски своими силами.

На протяжении всего времени существования Советского Союза изящные и утонченные лаковые миниатюры Палеха с традиционно тонкими линиями, изящными изгибами и интеллигентной приглушенно-пастельной колористикой, дополненной яркими акцентами, не выходили из моды. Подобные изделия – не только шкатулки, но и деревянные блюда, подносы, декоративные пасхальные яйца, сувениры из папье-маше, которым со временем стали частично заменять дерево ремесленники, можно было встретить почти в каждом доме.

Даже иностранные гости нередко наведывались в Россию специально за сувенирами. И не пренебрегали возможностью, помимо традиционных матрешек и шапок-ушанок, купить палехскую роспись.

Во время Великой Отечественной войны художники изменили многолетним устоям «мирной» темперной росписи. На изделиях появились изображения батальной тематики. Портсигары и посуду со сценами Сталинградской битвы создавали совсем молодые мастера-допризывники и старики.

После распада СССР воинствующий социалистический атеизм постепенно сошел на нет. Люди стали возвращаться к традициям предков, истокам рода и, конечно, к Богу. С этого периода начала свое возрождение и палехская иконопись. Сегодня светлые и сияющие, изящные и изысканные иконы Палеха снова популярны и востребованы. Увидеть их можно в нескольких российских музеях, где собраны уникальные коллекции лучших мастеров. Они находятся в самом сердце традиций – поселке Палех.

А тех, кто хочет н только созерцать, но и научиться создавать иконописные произведения в палехском стиле мы ждем в нашей онлайн школе живописи. Здесь каждый урок открывает сокровенные секреты мастерства, дарит новое видение, новые знания и умения.